Аналитическая психология — направление глубинной психологии, предложенное Карлом Густавом Юнгом.
Основной идеей аналитической терапии является достижение целостности и осознанности через стабильные, константные и здоровые отношения аналитика и анализанда.
Задачей аналитической психологии Юнг считал разъяснение, проработку и интеграцию бессознательных образов, возникающих у пациентов. Он подчеркивал, что анализ — это искусство, а не техническая и научная процедура, которая имеет свои строгие правила и этапы. Он отмечал важность настройки аналитика на каждого пациента как на отдельную личность в целом.
Работа ведется не только на сознательном уровне человека, но и с его бессознательными, личными и коллективными процессами. Юнг утверждал, что в аналитическом процессе принимает участие бессознательное двух человек, а также проекции, интроекции и защитные механизмы каждого участника — как аналитика, так и пациента. Под двухсторонним взаимодействием понимается открытая система, а не закрытая, состоящая только из с диагноза, прогноза и протокола лечения. Процесс анализа напрямую касается обоих – и анализанта, и аналитика – приводя к трансформации каждого участника.
Юнг уделял внимание различению «реальных отношений» между аналитиком и пациентом и фантазийных, выраженных в виде переноса и контрпереноса. Важной частью аналитических отношений служит выявление и осознание этих проективных образов и чувств.
Аналитическая психология рассматривает психику как взаимодействие трех структур – сознание, или Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное
Эго — это то, что мы знаем о себе, что способны воспринимать. Эго принадлежит понятная, доступная памяти и практическому использованию реальность человека.
Сознательное и бессознательное всегда находятся в непрерывном взаимодействии и нарушение этого взаимодействия может проявиться в качестве невроза. Согласно этому, работа в аналитической терапии направленна на «уравновешивание и стабилизацию» сознательного и бессознательного, построению осознанного и продуктивного диалога между ними, преодолению неосознаваемых конфликтов.
Через анализ личного бессознательного возможно соприкоснуться с личными комплексами, установками, психологическими защитами, стереотипными реакциями, травматичными переживаниями прошлого и настоящего, которые могут срабатывать спонтанно, без участия сознания. В аналитических отношениях появляется возможность бережно пройти сквозь всё это, сформировав новый опыт проживания. Через осознание и интеграцию внутренних содержаний нашего личного бессознательного происходит реконструкция личности.
Работа в аналитической терапии затрагивает и более глубокий слой человеческой психики. Юнг назвал его коллективным бессознательным. Оно представляется как хранилище латентной памяти общечеловеческой истории. Мы можем не участвовать в определенных событиях, но коллективное бессознательное хранит эмоционально-чувственные воспоминания о них. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» (Campbell, 1971).
Адольф Гуггенбюль-Крейг пишет об аналитической психологии следующее: «Решающая роль в учении К. Г. Юнга принадлежит понятию самости. В известном смысле самость состоит в оппозиции к эго, которое отвечает за «земное» предназначение человека, его социальное и семейное положение, физическое и психическое здоровье и т. п. Самость же можно назвать божественной искрой, скрытой в человеческом существе …Различие между эго и самостью, действительно имеет чрезвычайно важное значение, и ни один анализ не будет успешным, если аналитик и пациент не ощутят это различие».
Автор текста: Антонова Екатерина Андреевна.